Про последние буквы алфавита

-тебе пигоженное или могоженное?
— а все гавно!
Старый детский анекдот

Не так давно товарисч Жданов выкладывал у себя в ЖЖ долгий и занудный ролик о том, что Я и Ю на самом деле оба являются Г — причем с большой буквы. Тут на днях позвонил Олег Григорьевич и попросил для него написать аналогичный текст — токмо еще более длинный и нудный. И вот результат, хотя я считаю что после серии «Саус Парка» о клизме и гамбургере с дерьмом — писать еще что- лишне.

 

Normal
0

false
false
false

RU
X-NONE
X-NONE

MicrosoftInternetExplorer4

 

 

/* Style Definitions */
table.MsoNormalTable
{mso-style-name:»Обычная таблица»;
mso-tstyle-rowband-size:0;
mso-tstyle-colband-size:0;
mso-style-noshow:yes;
mso-style-priority:99;
mso-style-qformat:yes;
mso-style-parent:»»;
mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;
mso-para-margin:0cm;
mso-para-margin-bottom:.0001pt;
mso-pagination:widow-orphan;
font-size:11.0pt;
font-family:»Calibri»,»sans-serif»;
mso-ascii-font-family:Calibri;
mso-ascii-theme-font:minor-latin;
mso-fareast-font-family:»Times New Roman»;
mso-fareast-theme-font:minor-fareast;
mso-hansi-font-family:Calibri;
mso-hansi-theme-font:minor-latin;
mso-bidi-font-family:»Times New Roman»;
mso-bidi-theme-font:minor-bidi;}

Выжатые лимоны

 

Получив возможность дважды возглавить правительство, ни один из них не добился видимых успехов, зато стал фаворитом президентской гонки. Надеяться на то, что, заняв президентское кресло, Юлия Тимошенко или Виктор Янукович начнут долгожданные реформы в стране, было бы по меньшей мере наивно – они уже показали все, на что были способны

 

Олег Пластовец, для Focus.ua

 

Давать оценку работе правительства в Украине принято, основываясь на макроэкономических показателях: темпах роста ВВП, инфляции, безработице в стране. Однако многочисленные аналитики забывают о том, что экономический рост в нашей стране зависит не столько от усердия очередного Кабинета Министров, сколько от динамики мировых цен на основные статьи украинского экспорта, в частности, металл и азотные удобрения.

Впрочем полностью освобождать украинские власти от ответственности за происходящее в стране вряд ли стоит. Ибо кто как не они должны держать ответ за отсутствие видимых реформ, рекордные в Восточной Европе темпы падения промышленности и инфляции, почти двукратное хаотичное обесценивание национальной валюты и последние строчки, которые страна занимает в рейтингах экономических свобод и уровня коррупции.

 

Чем они заняты?

Прошедшие пять лет дали возможность обоим фаворитам президентской кампании дважды возглавить правительство. Что изменилось за это время? В рейтинге восприятия коррупции Transparency International в 2004 г. Украина находилась на 122-м месте, сейчас — на 146-м. В рейтинге глобальной конкурентоспособности Всемирного экономического форума — поднялась с 86-го всего на 82-е место, при этом по качеству публичных институтов опустилась с 97-го места из 104 до 120-го из 133. В рейтинге условий ведения бизнеса Всемирного банка Doing Business — опустилась со 124-го на 142-е. В рейтинге экономических свобод 2010 Index of Economic Freedom, составленном Heritage Foundation и The Wall Street Journal, Украина занимает 162-е место среди 183 стран мира, соседствуя с Бурунди, Того, Либерией и Восточным Тимором.

Концепцию долгожданных налоговых реформ правительство Януковича приняло лишь в период своего второго пришествия, в 2007 году. Два года спустя, не будучи воплощенной в жизнь, она была отменена распоряжением Кабмина Тимошенко. Даже новый закон об акционерных обществах, призванный заменить закон 1991 г., с потугами был принят только осенью 2008-го.

Чем же тогда заняты украинские власти? Борьбой за власть и симпатии избирателей – попросту говоря, популизмом. Начало состязанию на этом поприще положили президентские выборы-2004. Пять лет назад благоприятная ситуация на мировых сырьевых рынках для украинских экспортеров дали возможность правительству Януковича повысить зарплаты и пенсии перед выборами. Однако в итоге дефицит бюджета 2004 г. составил 11% от ВВП — рекордный уровень с 1998 г (больше было только в 2008 году – 14,2%). А уровень инфляции — 12,3%.

Два года спустя его правительство успешно повторило опыт, однако в 2009 наработанная схема дала осечку. Флаг популизма из натруженных рук Януковича вырвала находящаяся при власти Юлия Тимошенко. Подвергнув жесткой критике социальные инициативы своего политического оппонента, она не преминула тут же заняться показным возмещением части средств вкладчикам Сбербанка СССР и раздачей щедрых обещаний избирателям на будущее, но никак не реанимацией экономики.

В итоге инфляция за 2009 год — 12,3%, что аналогично 12,3% в 2004-ом, во время премьерской «каденции» Януковича. Гривна за неполные 2 года обесценилась, исходя даже из официального курса Национального банка, в 1,6 раза. Произошло рекордное за 15 лет падение темпов промышленного производства (-21,9%) и ВВП (по данным за ІIІ квартал 2009 г. он снизился на 15,9%). Данные о выполнении бюджета правительство продолжает скрывать от украинской общественности. Однако, по данным Секретариата президента общий фонд госбюджета не выполнен по доходам на 12,4 млрд. грн. С учетом планового дефицита, рекапитализации банков и НАК Нафтогаз Украины дыра бюджета достигла 81,5 млрд грн.

Обнищавшая казна заставит любое правительство заморозить в следующем году рост социальных выплат. Но пока вся предвыборная риторика политиков сводится к одному – «социальной проблематике». Их заочные диспуты друг с другом касаются не обсуждения того, как минимизировать последствия кризиса для страны. Не промышленной политики. Не энергетической безопасности. Не налоговых реформ. Главное – упрекнуть своего оппонента в «слабой заботе» о простых украинцах.

Безусловно, бюрократы не сидят без дела, разрабатывая долгосрочные программы развития отраслей, будущее которых уже сегодня выглядит весьма туманным или бесперспективным. Но эти документы редко получают гласность, да и сами чиновники демонстрируют к ним интерес только в случае, если очередная программа требует от них «освоения» миллионов из госбюджета. Для модернизации экономики и всей страны в целом этой видимости работы явно не достаточно.

Вирус популизма

Не стоит ожидать реформ и экономического чуда, если власти не только не имеют стратегии экономического развития, но даже не разбираются в происходящем. Судорожные и малоэффективные действия властей по стабилизации экономики только доказывают полное отсутствие у политиков представления об истинных причинах возникновения кризиса в стране, адекватной оценки происходящего и плана дальнейшего развития событий.

За год кризиса в стране ни правительство, ни оппозиция так и не представили свои действенные программы борьбы с ним. Власти не хотят разбираться с фундаментальными причинами происходящего, полагая, что решить все проблемы можно вбрасыванием в экономику все новых и новых средств. $16,8 млрд. от Международного валютного фонда – это и есть главная антикризисная программа Украины, по словам премьера Юлии Тимошенко.

Эффекта пока от этой программы не видно, потому что полученные из-за границы деньги тратятся отнюдь не на поддержку предприятий кредитными ресурсами, а выплату зарплат и пенсий, оплату газа и поддержку близких к правительству банков, якобы страдающих от недостатка ликвидности.

Так и не разобравшись, кого нужно поддерживать — отечественного производителя или конкуренцию, свободный рынок и приток инвестиций, власти по-своему понимают защиту бизнеса. Для правительства — это льготы металлургам, еще в начале 2009 года продававшим на внутреннем рынке свою продукцию на 25-30% дороже, чем на мировых рынках; декларируемая поддержка технически отсталого авиастроения и убыточных шахт, а также высокие импортные пошлины.

А что же политический противник Тимошенко? Антикризисные инициативы Виктора Януковича – это преимущественно жесткая критика действий правительства, требования повысить минимальную зарплату — и все.

Популизм – это болезнь достаточно легко переносимая самой властью, но оставляющая тяжелые осложнения у населения и бизнеса. Однако проявляются они только со временем, когда уже никто не помнит, чем вызваны. Это заставляет носителей инфекции сознательно не лечить ее – так легче и проще. Ну, например, никто, кроме заемщиков, взявших гривневые кредиты, — не любит инфляцию, но маленькая пенсия и зарплаты — это политическая проблема сегодня, а инфляция — проблема завтра.

Вирус популизма заставляет власти давать неадекватную оценку происходящему и принимать желаемое за действительное при оценке перспектив, делает неспособными их признавать свои ошибки, а главное заставляет приносить в жертву профессионализм в угоду популизму. Носителей этого заболевания выручает только перманентный кризис в стране, с которым бороться тоже не особо выгодно, ведь кризис — такое удобное время для популизма.

Назад в будущее

Там, где у властей нет четких планов и стратегий, они вынуждены имитировать буйную деятельность. Чаще всего это происходит с нарушением базовых экономических принципов и игрой в социализм. После чего политики вынуждены начать ликвидацию последствий своих просчетов, прибегая к кампанейщине.

Так рождались в Украине «бензиновый», «сахарный», «мясной», «масляный», «аптечный» кризисы. Руководствуясь заботой о стране, чиновники закрывали границы для зерна и гноили его урожай в закромах. К чести Виктора Януковича, на его счету таких кризисов меньше, чем у Юлии Тимошенко. Но это не делает его лучшим кандидатом, поскольку каждый из них в равной степени демонстрирует склонность к ручному управлению экономикой.

Вряд ли стоит надеяться, что с приходом в администрацию президента один из кандидатов избавится от этой привычки – они ставят перед собой другие цели.

Виктор Янукович представляет промышленный Донбасс, одним из главных интересов которого получить максимально дешевый газ. Еще две не уступающие по важности задачи называет депутат от Партии регионов и министр финансов оппозиционного правительства Николай Азаров: господдержка и налоговые льготы для экспортных предприятий, а также получение контроля над распределением государственных финансов. Последнее немаловажно для партии, так долго находившейся в оппозиции.

Исходя из этого можно предположить, что Янукович, отражая позицию экспортеров, вряд ли будет ратовать за укрепление гривны, а до малого бизнеса и реформ в ближайшее время у него вряд ли дойдут руки. В своей избирательной программе он честно указал, что не стоит ждать налоговых послаблений раньше 2011 года.

Победа Юлии Тимошенко на президентских выборах не заставит гадать, каким будет ее пребывание на посту. Действующий премьер известна своими резкими популистскими заявлениями и способностью жертвовать многим ради достижения своей цели. А цель у нее одна – укрепление единоличной власти в стране.

Тактика ее действий будет продиктована не избирательной программой, в которой нет ни одной цифры, связанной с экономикой, а сиюминутной необходимостью свести счеты или отблагодарить друзей. Достаточно вспомнить, с какой легкостью Тимошенко согласилась с повышением цен на газ для того, чтобы устранить своего противника Дмитрия Фирташа и нанести очередной удар по донецким олигархам, так зависящим от российского топлива. Добилась вступления в ВТО, а затем, оказывая поддержку своим однопартийцам, ввела заградительные пошлины, рискуя международным скандалом.

Тимошенко — давняя сторонница крепкой национальной валюты. Два ее премьерства ознаменовались укреплением гривны. Это позволяет ее правительству меньше платить за газ России и бьет по позициям крупных экспортеров, которых партия г-жи Тимошенко в своей программе постоянно обещает лишить части доходов. В этот раз премьер также не преминула отметить, что будет добиваться укрепления курса нацвалюты к доллару до 6-6,5 гривен.

Янукович и Тимошенко сегодня готовят себя и страну к двум срокам своего президентства. Рассчитывать на то, что все это время политические противники будут бездействовать, не приходится. Все это время будут идти сражения в правительстве, парламенте и местных советах. А значит политикам снова будет не до работы и реформ в стране – им снова придется продавать свои образы. Один – крепкого хозяйственника и консерватора времен Леонида Кучмы; второй – политика-популиста, всей душой ратующего за евроинтеграцию и рыночные реформы, но способного легко принести эти идеалы в жертву в пылу политической борьбы. Избирателям так же, как инвесторам, остается только решить – какой из этих образов им больше по душе.

СПРАВКИ

ЧЕМ ЗАПОМНИЛОСЬ ПРЕБЫВАНИЕ ТИМОШЕНКО И ЯНУКОВИЧА В ПРАВИТЕЛЬСТВЕ

Три пришествия Юли

Первый раз в правительстве Юлия Тимошенко появилась в декабре 1999 года в качестве вице-премьера по вопросам топливно-энергетического комплекса. Работая в тесной связке с премьером Виктором Ющенко ей удалось проделать колоссальную работу – в короткое время разрушить бартерные схемы, царившие в украинском ТЭК, выплатить зарплату шахтерам и обеспечить топливом украинские АЭС.

Триумф властной молодой начальницы, один взгляд и окрик которой заставлял трепетать владельцев шахт, облэнерго и облгазов, сорвала отставка в январе 2001 года. Несколькими месяцами позже был уволен и ее непосредственный начальник – премьер Ющенко. Однако работу, проделанную Тимошенко в этот период, без преувеличения можно считать самым серьезным ее достижением на посту государственного чиновника.

Второе пришествие Тимошенко во власть состоялось после «оранжевой» революции – 4 февраля 2005 года. Правда в этот раз тандем Ющенко-Тимошенко оказался не столь прочным. Через восемь месяцев премьер была уволена президентом Ющенко из Кабмина по обвинению в популизме.

За столь непродолжительный срок Тимошенко успела наделать много шуму, сразу после своего прихода заявив о намерении пересмотреть итоги приватизации и вернуть государству через суд 3 тыс. компаний. Однако на практике была оспорена продажа только нескольких предприятий. А возвращено в госсобственность всего одно – «Криворожсталь».

Она также попыталась регулировать цены. В апреле–мае 2005 г. Кабмин ограничил предельные цены на нефтепродукты. Но когда бензин исчез с некоторых заправок, регулирование было отменено. Кроме того, правительство пыталось уменьшить число посредников при торговле мясом – также безуспешно.

В марте 2005 г. парламент по протекции Тимошенко отменил льготы по налогам для свободных экономических зон (СЭЗ). Они были расположены, в основном, на территории политических противников — в Донецкой области и использовались для минимизации налогов при импорте продовольствия и других товаров.

В апреле 2005 г. курс гривны по отношению к доллару был укреплен с 5,3 до 5,05 грн – это было сделано под давлением Юлии Тимошенко, которая занимала тогда пост премьера и было выгодно бизнесменам-импортерам, которые ее поддерживали.

Тимошенко не была бы самой собой, если бы окончательно отказалась от резких высказываний. Еще в ходе предвыборной осенней гонки 2007 года она обещала вернуть государству пакет акций крупной энергетической компании «Днепрэнерго», владельцем которого является миллиардер Ринат Ахметов — самый влиятельный предприниматель в конкурирующей Партии регионов. Однако противостояние с президентом Виктором Ющенко и отсутствие поддержки судей не позволили ей добиться видимого успеха в этом начинании.

Единственное, что удалось Тимошенко за время своего второго премьерства это добиться аннулирования права американской Vanco Energy добывать нефть и газ на шельфе Черного моря. Это решение было принято сразу после того, как стало известно, что партнером Vanco Energy должна была стать одна из компаний извечного врага премьера — Рината Ахметова.

Не имея возможность провести кровопролитное наступление на олигархов, Тимошенко сосредоточилась на масштабных популистских акциях, время от времени отвлекаясь на точечную зачистку своих политических и экономических противников. Этому она посвятила весь свой третий срок пребывания в правительстве, который начался в декабре 2007 г.

Начав с массированной PR акции по возврату утраченных после распада СССР вкладов Сбербанка, она очень быстро переключилась на ручное управление экономикой. В 2008 году рост цен на продукты питания раздражал электорат и портил показатели инфляции, укротить которую премьер поставила себе задачей. Правительство начало массированное наступление на крупнейшие торговые сети с требованием ограничить свои торговые наценки на уровне 10%. Одновременно Тимошенко вела борьбу на фронтах с дорожающей курятиной и маслом. Последняя битва была проиграна – после попытки ограничить рост его цен оно также исчезло с полок, как два года до этого исчезал из продажи бензин.

В 2008 году Тимошенко не стала разочаровывать аналитиков, прогнозировавших в случае победы на выборах и получения поста премьера укрепление гривны. В мае-июне курс национальной валюты действительно неожиданно укрепился с 5,05 до 4,61 гривен за доллар, вызвав панику среди населения продолжающего хранить все свои сбережения в иностранной валюте.

Зимой 2008 Тимошенко начинает газовое противостояние с Россией, цель которого одна – убрать газового посредника компанию RosUkrEnergo за которой стоит Дмитрий Фирташ. Ради этого премьер, так долго корившая Януковича за подорожание российского газа с $95 до $130, а затем и до $179,5 (в 2008 году) за тыс. кубометров, соглашается более чем на двукратное подорожание газа. С первого квартала 2009 года «Газпром» начинает продавать на газ для Украины по цене $360 за тыс. куб м. Потом весь год цена постепенно снижается, однако среднегодовая стоимость топливо все равно составляет порядка $270,95 за тыс. кубометров.

Согласно десятилетнему контракту между «Нафтогазом» и российским «Газпромом», сегодня цена на газ для Украины определяется каждый квартал по специальной формуле, учитывающей мировые цены на нефтяное сырье. Поэтому «Газпром» прогнозирует, что в январе-марте 2010 года цена импортного газа для Украины составит около $300-310 за тыс. кубометров. Примерно столько же – сколько сегодня платит Европа.

Чем ближе приближалась дата президентских выборов, тем более активна в своих популистских начинаниях становилась Юлия Тимошенко. Этому способствовал и пост премьер-министра, покидать который на время выборов она не собиралась. Вклады Сбербанка СССР заменила акция по возврату вкладов обанкротившихся банков, борьбой с аптекарями прячущими лекарства от гриппа, и визиты на «Криворожсталь» с требованиями к уже новым хозяевам поднять зарплату для своих рабочих.

Демагогия премьера пока не заставила отвернуться от нее избирателей, но уже начинает надоедать ее партнерам. Упрекнув власти в невыполнение данных обязательств, под которые они получали деньги, из Украины отбыла миссия МВФ, пообещав вернуться только уже после окончания выборов президента.

Все будет Донбасс

Назначение в ноябре 2002 малоизвестного губернатора Донецкой области Виктора Януковича премьер-министром не вызвало тогда особого интереса. Он мало выделялся среди череды консервативных бюрократов, к мельканию которых все привыкли при Леониде Кучме. Однако уже через год о нем заговорили как о «политике-тяжеловесе» и возможном приемнике Кучмы.

Янукович – политик консерватор, не имеющий и сотой доли той революционной взрывоопасности что Тимошенко. За финансы в его правительстве отвечает Николай Азаров, известный плохим знанием украинского языка, пристрастием к вязанным жилеткам и ручному регулированию экономики. Их совместная работа в первом правительстве вряд ли запомнилась особыми достижениями или громкими провалами. И если бы не наиболее активные темпы экономического роста за период независимости (правда, благодаря удачной конъюнктуре мировых рынков металлов, а не за счет реформ в экономике) период первого премьерства Януковича вполне можно было бы назвать «застоем».

К скромным заслугам правительства Януковича можно отнести выведение Украины из «черного» списка FATF стран не борющихся с отмыванием денег, и в определенной мере повышение степени социальной защиты, уровень прожиточного минимума и минимальной зарплаты существенно сблизились. Был снижен уровень номинальной безработицы, однако при этом наблюдались умеренные темпы инфляции (нельзя одновременно бороться с одним и вторым) последнее характерно и для первого, и для второго пришествия Януковича.

Правительству Януковича также удалось установить тесный контакт с участниками нефтяного рынка, позволяющий оперативно решать вопросы развития нефтяной отрасли и не допускать резких спекулятивных скачков цен на нефтепродукты.

Практически все время своего второго премьерского срока (август 2006 – декабрь 2007) Янукович тратил на противостояние с президентом Виктором Ющенко, отдавая все силы политической борьбе, но никак не экономике.

Перед президентскими выборами Янукович упорно пытался отодрать ярлык пророссийского политика, прилепленный к нему после президентской кампании-2004. Вслед за Тимошенко политик из Донецка заговорил о евроинтеграции и приверженности рыночным реформам. Благо, что в последнее время Россия сама утратила интерес к Единому экономическому пространству, идею которого в Украине в свое время так отстаивал сам Янукович.

 

Пы.Сы. Сибо жене за заг и ведущему финансовомоу аналитику «Кредит-Рейтинг» Алексею Капустинскому за некоторые цифры


Реклама
  1. спасибо за текст! перепостил

  2. очень!!!

  3. Дякую, дуже цікаве резюме обох кандидатів 🙂

      • plastik27111979
      • 23.01.2010

      Всем пожалуйста у нас такого много. Что, что, а измышлизмы мы писать умеем 🙂


  4. думаю се вже бачиу!

  1. No trackbacks yet.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

Реклама
%d такие блоггеры, как: